муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка»

Адрес163001, Российская Федерация, Архангельская область, Архангельск, Ломоносова, 283, 1

Контакты администрации +7(8182)27-65-54 arhdoy159@mail.ru

Образовательная программа

Основная образовательная программа дошкольного
образования (ООП ДО) МБДОУ Детский сад № 159
Это нормативно-управленческий документ
дошкольного учреждения, характеризующий
специфику содержания образования, особенности
организации образовательного процесса, характер
оказываемых образовательных услуг.


ООП ДО МБДОУ Детский сад № 159 разработана:
- в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования;
- с учётом основной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, 2016 год

Разделы ООП ДО

 

Целевой раздел

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые результаты освоения ООП ДО

(целевые ориентиры).

Содержательный раздел

  • Содержание образования по пяти образовательным областям.
  • Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.
  • Режимы дня, особенности развивающей предметно – пространственной среды, взаимодействие с социальными партнёрами и другое.

Организационный раздел

 

*Ведущая цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а так же воспитанию у дошкольников таких качеств как:

* Активная жизненная позиция;

* Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

* Уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования из различных материалов, изобразительной, музыкальной, двигательной.

 

Задачи ООП ДО

 

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • формирования у воспитанников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • осуществления комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 

Принципы ООП ДО

 

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней дошкольного образования, от раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.

Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;

  • принцип системности. Программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы

 

Возрастные особенности развития детей младшего

дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

 

Способность к эмоциональной отзывчивости. Высокая потребность ребёнка в движении. Ведущая деятельность – предметно-практическая. Поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны. Сформированы основные сенсорные эталоны.

  • Особенности психического развития: речь – главное средство общения со сверстниками и взрослыми, овладевает грамматическим строем речи. Внимание непроизвольное. Память – непроизвольная и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление наглядно-действенное: ребёнок решает задачу путём непосредственного действия с предметом.
  • Новообразования возраста: начинает развиваться воображение в игре. Ребёнок начинает действовать предметами-заместителями.

 

Возрастные особенности развития детей среднего

дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

 

  • Активное освоение окружающего мира, предметов и вещей, мира человеческих отношений через игру. Переход от «игры рядом» к игре в группах, появление групповых традиций. Общение носит внеситуативно деловой характер. Нарастание осознанности и произвольности поведения. В деятельности и поведении детей преобладают личные мотивы.
  • Особенности психического развития: речь – ребёнок учится использовать средства интонационной выразительности. Внимание – становление произвольности. Память интенсивно развивается. Воображение – развитие фантазии. Мышление - наглядно-образное.
  • Новообразования возраста: в действиях ребёнка появляется действие по правилу. Возраст «почемучек».

 

Возрастные особенности развития детей старшего

дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

 

  • Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Ребёнок способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым или сверстником в игре. Развиваются выносливость и силовые качества, мелкая моторика и ловкость. Возрастет способность ребёнка ориентироваться в пространстве и во времени. Активность продуктивной деятельности.
  • Особенности психического развития: внимание становится более устойчивым и произвольным. Память – улучшается устойчивость. Речь: норма – правильное произношение всех звуков. Мышление: развивается функция планирования и прогнозирования.
  • Новообразования возраста: формируется саморегуляция поведения. Развивается творчество. Активизируются исследовательские навыки. Развитие эмпатии.

 

Возрастные особенности развития детей старшего

дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

 

  • Ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Становление детской дружбы. В играх способны отражать сложные социальные события, вступают во взаимодействия с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и второстепенную роли. Владеют социальными нормами общения и поведения.
  • Особенности психического развития: увеличение объёма памяти. Речь: овладение морфологической системой языка, активное развитие монологической речи. Мышление наглядно- образное, обобщение и классификация.
  • Новообразования возраста: расширяется мотивационная сфера. Формирование самоконтроля, самооценки. Развитие предпосылок учебной деятельности

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

Образовательные области

 

Содержание Программы направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Материально-техническое обеспечение ООП ДО

 

В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебнометодический комплект (УМК), оборудование, оснащение (предметы). УМК включает в себя оборудование, методическую и художественную литературу, методические и наглядно-дидактические пособия, электронные образовательные ресурсы, необходимые для реализации ООП ДО МБДОУ Детский сад № 159.

 

Для организации образовательной деятельности и безопасного пребывания воспитанников в МБДОУ Детский сад № 159 оборудованы:

  • групповые помещения, которые включают в себя групповую, спальню, раздевальную и умывальную комнаты, туалетные для мальчиков и для девочек;
  • прогулочные площадки для каждой группы с теневыми навесами и малыми архитектурными формами, площадка по ПДД, цветники.

 

Организация развивающей предметно- пространственной среды (РППС) РППС МБДОУ Детский сад № 159 отвечает современным требованиям:

 

  • Содержательно-насыщенная, развивающая;
  • Трансформируемая;
  • Полифункциональная;
  • Вариативная;
  • Доступная;
  • Безопасная;
  • Здоровьесберегающая;
  • Эстетически-привлекательная.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС ДО одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников.

 

Целью взаимодействия с семьей является установление доверительных взаимоотношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросам правовой и педагогической компетентности родителей (законных представителей) на основе изучения их запросов на образовательную деятельность детского сада.

 

Формы работы с семьями воспитанников

 

  • родительские собрания;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • беседы;
  • дни открытых дверей;
  • мастер-классы;
  • совместная проектная деятельность;
  • праздники и развлечения;
  • прогулки, экскурсии;
  • посещения на дому;
  • родительские тренинги;
  • семинары - практикумы;
  • круглые столы;
  • наглядная информация и другое